БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Возлюбленные братья архипастыри и сопастыри, монашествующие и миряне! Дорогие братья и сестры!

В самом начале периода, подготовительного к Святой Четыредесятнице, в храме за богослужением звучат такие слова: «Отягченныма очима моима от беззаконий моих, не могу воззрети и видети высоту небесную» (Неделя мытаря и фарисея, Славник на Стиховне). Здесь выражено сокрушение человека о погруженности в пучину греха, страстей и мирских забот, а также сожаление о неспособности духовно возвыситься ради стяжания даров Божественной благодати. Осознание этого внутреннего надрыва и желание его преодолеть делает для верующего приближение Великого поста и радостным, и долгожданным. Как будто утопающий вдруг видит спасительный берег, и в надежде на изменение, казалось бы, предреченной своей печальной участи обретает он новые силы и устремляется вперед, к жизни. Потому-то с таким внутренним сочувствием, сопереживанием повторяем мы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мнe грeшнику» (Лк.18:13), имея упование на всепрощающее милосердие Господа, Который так говорит через пророка: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2).

Святая Церковь призывает всякого, вступающего на великопостное поприще, замедлить бег житейских попечений, некоторые из которых, может быть, и не греховны сами по себе, но суетностью отвлекают от внутреннего молитвенного сосредоточения и углубленного покаянного труда души. В этот период богослужения, особо насыщенные чтениями из Священного Писания и молитвословиями, призывающими к борьбе со страстями, служат богомольцам своего рода вспомогательной лествицей, последовательно способствующей духовному возрастанию.

Уставом для постящихся установлены определенные ограничения в пище, соблюдение которых важно для обуздания тела, однако они не должны становиться самодовлеющими, заслоняя главную цель – взращивание добродетели, проявляющейся как во внутренней жизни, так и вовне – в делах любви и милосердия.

В условиях нынешних свободы коммуникаций и их технического разнообразия особое внимание призываю обратить на борьбу со злословием, не только повсеместном наблюдаемым, но и ставшим своего рода общественной ареной для соревнования в изощренности этого греха, как в доблести. В этой связи кажутся как будто сегодня сказанными слова священномученика Сергия Мечева (+1942), произнесенные девяносто лет тому назад: «Всякое общество больше всего страдает от злоречья и осуждения, передаваемого на все лады… Если мы не будем говорить зло о другом, а вместо этого будем за него молиться, если будем помнить, что одним словом можем подточить целое здание отношений между людьми, тогда мы поймем, почему Ефрем Сирин в своей молитве просит, чтобы Господь не дал ему празднословия».

Путь Святой Четыредесятницы дан нам для приготовления к встрече с Воскресшим Господом. Хочу пожелать каждому из Вас, дорогие мои, чтобы Вы принесли в дар восставшему от Гроба Спасителю плоды молитвы и покаяния, любви и благотворительности, чтобы душа, некогда иссушенная грехом как пустыня, вступила в пасхальную радость очищенной и обновленной действием благодати Божией!

Накануне Великого поста прошу у всех Вас прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, а со своей стороны сам всех прощаю.

Господь Своею благодатию и человеколюбием да благословит и помилует всех нас!

Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский